Экспресс-ликвидация, или как ликвидировать ООО за один день

Сегодня интернет пестрит объявлениями об услугах по ликвидации предприятий в течение 1 дня. Конечно, ликвидировать предприятие за один день не реально, хотя бы потому, что законодательством такая возможность не предусмотрена. Другое дело — избавиться от предприятия, которое не приносит ничего, кроме головной боли в виде необходимости постоянной сдачи отчетов, неподъемных долгов, которые уже надежд выплатить, задолженностей по налогам и заработной плате. Да и вообще, мало ли существует причин для того, чтобы избавиться от предприятия, необходимость в котором уже давно отпала?

Давно уже стало фактом, что создать предприятие намного проще, чем его ликвидировать. Да, законодательство во многом упростило процедуру ликвидации, но иногда в бизнесе возникают ситуации, когда ненужное предприятие нужно «сбросить» не то, что в считанные дни, а в часы.

Тогда на помощь приходит, так называемая, альтернативная ликвидация

В чем ее суть? 

Предприятие не прекращает своего существования, поскольку ликвидация по процедуре, описанной в законодательстве не происходит. Все дело в том, что учредитель (учредители) предприятия передают (продают) свои доли в нем третьим лицам (или одному лицу), проводится государственная регистрация изменений в уставных документах предприятия, новые собственники забирают всю документацию и печать предприятия, назначают «своего» директора, избавляя, таким образом, прежних собственников от необходимости тратить время и средства на ликвидационную процедуру. Оговорюсь сразу, что такой способ «ликвидации» наиболее удобен в случае с ООО. Альтернативную ликвидацию акционерного общества проводить несколько сложнее, в особенности, если речь идет о публичном АО. Неприменима альтернативная ликвидация в случае с ФЛП (да и не имеет смысла в условиях предельно простой процедуры прекращения ФЛП).

Кроме того, альтернативная ликвидация, как правило, обходится значительно дешевле заказчику, нежели ликвидация обычная, поскольку требует гораздо меньше усилий от исполнителя.

Но неужели все так радужно и просто в альтернативной ликвидации? Есть риски, на которые хотелось бы обратить внимание читателя.

Во-первых, сколько бы не менялись учредители и руководители в предприятии, история все равно остается, в том числе и история негативная, поэтому контролирующие органы в любом случае могут отыскать прежних владельцев и/или директора, к которым у них накопились вопросы.

Во-вторых, необходимо контролировать выполнение исполнителем своих обязательств. Подписание новой редакции учредительных документов (она может происходить и без заверения подписей новых участников у нотариуса, поскольку закон теперь не требует предоставлять государственному регистратору редакцию учредительных документов с заверенными нотариально подписями участников), подписание Вами у нотариуса заявления о выходе из ООО или договора купли продажи Вашей доли в этом ООО, еще не говорит о том, что смена участников произошла на самом деле. Процедура будет завершена только после того, как соответствующие изменения будут зарегистрированы государственным регистратором и внесены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Поэтому следует требовать у исполнителя извлечение из Единого госреестра, где будут указаны новые участники (собственники) предприятия. Также проверить данные предприятия можно, используя сервис Министерства юстиции Украины. Аналогично, следует проконтролировать и смену лица на должности руководителя предприятия.

В-третьих,передавая документы и печать новым собственникам и директору, не поленитесь >составить подробный акт приема-передачи документации, а также отдельный акт по передаче печати (с ее оттиском непосредственно в акте). Для чего это нужно? Если исполнители окажутся мошенниками и не проведя государственной регистрации всех необходимых изменений, используя полученные у Вас же документы и печать, начнут вести какую-либо незаконную деятельность, то правоохранительные органы придут именно к Вам. Для этого у Вас на руках должен быть хоть какой-нибудь документ, подтверждающий факт того, что Вы передали все документы, а также печать конкретному лицу, которое теперь и должно нести ответственность за незаконную деятельность предприятия. Да, акты приема-передачи документации и печати – не гарантия Вашей полной безопасности, но это – документ, позволяющий Вам более уверенно чувствовать себя при общении с контролирующими и правоохранительными органами, а Вашему адвокату легче будет аргументировать позицию Вашей защиты.

В любом случае, прежде чем принять решение о пути ликвидации предприятия, проконсультируйтесь у меня, мы обсудим все возможные риски, пути их снижения и подберем наиболее эффективное решение Вашей проблемы.

Адвокат Дмитрий Гутгарц

068 0755519

050 9768984

kievlawyer75@gmail.com

Leave a Comment